Количество обращений правоохранительных органов к юристам социальной
сети «Вконтакте» составляет порядка 100 штук в неделю. Часть из них -
это запросы на предоставление архивов личных сообщений пользователей.
Сегодня в компании «Вконтакте» из 60 человек, которые трудятся на благо
социальной сети, работает всего два внутренних юриста и несколько
внештатных. И те и другие выполняют различные функции: защищают права
пользователей, сотрудничают с правоохранительными органами и пр.
Самое известное дело, которое ведут юристы «Вконтакте» - судебное
разбирательство с телекомпанией ВГТРК. Напомним, что осенью 2008 года
ВГТРК подала в суд на социальную сеть. Предметом спора являются два
фильма – «Остров» и «Охота на пиранью», на которые у ВГТРК есть
лицензии.
Но есть и обыденные еженедельные дела: заключение
договоров, работа с пользователями, а также с правоохранительными
органами. По словам старшего юриста «Вконтакте» Татьяны Лебедевой
социальная сеть весьма часто взаимодействует с государственными
службами. Компания еженедельно отвечает на 100 запросов от госорганов,
среди которых присутствуют запросы на личную переписку пользователей.
Таким образом, в случае заведения уголовного дела, правоохранительные
органы могут подать соответствующий запрос юристам «Вконтакте», которые
буду обязаны выдать архив переписки.
В прочем практика
взаимоотношений с правоохранительными органами применима ко всем
российским социальным сетям и сервисам: «Одноклассники»,
«МойМир@Mail.ru», ICQ, которые в том же порядке, что и «Вконтакте»
предоставляют информации ФСБ, МВД, Прокуратуре и пр.
Согласно
законам РФ, правоохранительные органы имеют право получать по запросу
информацию от всех российских провайдеров и интернет-сервисов. Кроме
того, по словам коммерческого директора компании «ВидеоПорт» Михаила
Готальского, провайдеры обязаны хранить архивную переписку пользователей
несколько лет именно для упрощения доступа к ней контролирующих
органов.
«Но это касается в основном российских сервисов. С ними
у МВД налажен тесный контакт, и доступ предоставляется крайне быстро, -
рассказывает г-н Готальский. - Доступ к иностранным сервисам крайне
сложен, так как требует сложного бюрократического взаимодействия
министерств внутренних и иностранных дел разных государств через
структуры Интерпола. Теоретически такой доступ возможен, но на практике
это крайне сложно реализовать».
Однако, не смотря на контроль за
контентом со стороны правоохранительных органов, в социальных сетях
можно легко найти недостоверную информацию. Например, в том же
«Вконтакте», по словам Меньковой, размещены объявления о продаже
поддельных кредитных карт.
Впрочем, мониторинг социальных сетей и
сервисов необходимая функция. Например, если группа лиц готовит
какое-либо правонарушение и об этом сообщается в их переписке, то
нарушение можно вовремя пресечь.
Но есть и обратная сторона. По
словам экспертов, это может повлиять на переход пользователей к
американским сервисам, например, FaceBook. « Те пользователи, которые не
хотят даже теоретического контроля со стороны государства, стремятся
пользоваться мессенджерами, сетями и почтой, которые находятся за
пределами юрисдикции РФ», - уточнила Менькова.
Однако Михаил
Готальский считает, что вероятность перехода в американские соцсети
невелика. «Процент пользователей, готовых зарегистрироваться в
иностранных соцсетях очень низкий. Это связано с тем, что большинство
Интернет пользователей России ведут себя вполне законопослушно», -
рассказывает он.